урок ФГОС


Современный урок

Основными требованиями современных работодателей к выпускнику школы или ВУЗа являются способность к  быстрому темпу усвоения большого потока информации, высокая мобильность, коммуникабельность,  хорошая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям жизни, постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Подготовка ребенка к жизни начинается в школе, поэтому требование общества  к образованию меняет свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

При всем разнообразии новых педагогических средств и технологий преподавания — урок — главная форма организации учебного процесса. Однако, для реализации Стандартов второго поколения, в ход проведения урока необходимо внести коррективы, сделать его более современным.

Какой бы качественной и новой не была разработанная методика современного урока, главным действующим лицом при его проведении всегда останется Учитель.

По словам руководителя проекта по разработке ФГОСа А.М.Кондакова — «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения».

Новые стандарты предъявляют к Учителю следующие требования:

  • демонстрация предметных и универсальных способов действия;
  • инициация действий самих учащихся;
  • консультация и коррекция учебных действий;
  • умение вовлечь в работу каждого учащегося;
  • создание условий для приобретения детьми личного жизненного опыта;
  • широкое применение развивающих технологий;
  • информационная компетентность.

Во время проведения современного урока должны изменится функции участников образовательного процесса: учитель становится менеджером, ученик — активным деятелем. То есть учащийся должен стать активной личностью, умеющей ставить цели и задачи, самостоятельно достигать их, уметь добывать и интерпретировать информацию, применять полученные знания в других предметных и жизненных ситуациях.

Современный урок — это урок, направленный на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий (УУД).

Выделим наиболее важные аспекты современного урока:

Первый из них — мотивационно-целеполагающий.

Цель — понятна для  участников учебного процесса. Цель каждого урока учащиеся должны формулировать сами и осознавать их значение лично для себя. Результатом урока в данном случае являются не только усвоение некоего знания, но и приобретаемые учащимися УУД.

Второй аспект — деятельностный.

Новым смыслом современного урока является решение проблем школьниками через самостоятельную активную познавательную деятельность. Здесь будут уместны такие методы и приемы обучения как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и т. д.

В данном аспекте позитивным фактором в развитии УУД будет являться применение учителем современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа и некоторые другие.

Урок тогда будет являться современным, когда учитель на равных вместе с учеником будет вести работу по отбору научного содержания знания, только тогда урок станет  значимым для каждого учащегося, то есть реализующим новые образовательные стандарты.

Развивающий урок направлен на создание таких условий, когда ученик будет чувствовать себя личностью, являться полноценным участником деятельности. Роль учителя на таком уроке — это роль организатора учебной деятельности, по развитию УУД.

Для формирования любого УУД необходимо следующее:

  • формирование первичного опыта выполнения этого действия и создание положительной мотивации по его выполнению;
  • формирования алгоритма выполнения УУД с опорой на жизненный опыт учащегося;
  • формирование умения выполнять данное УУД через практические действия, организовывать самоконтроль его выполнения.

Современный урок — это часть  продуманной системы работы учителя в целом. При организации урока Учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и на отдельных его этапах, создает  ряд проблемных вопросов для учащихся, направленных на достижение ими результата.

Согласно требованиям ФГОС, в структуру современного этапа целесообразно внести следующие аспекты:

  • организовывать мотивацию учащихся через включение их в поисковую и исследовательскую деятельность, создавая условия для возникновения внутренней потребности в изучении предметного материала;
  • самостоятельная формулировка цели урока самими учащимися, с определениями границ знания и незнания;
  • каждый этап урока должен содержать процесс выявления затруднений и планирования действий по решению учебной задачи;
  • активное использование самопроверки и взаимопроверки выполняемых заданий;
  • в процессе рефлексии обучать находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;
  • домашние задание должно быть инвариантным, выбор его осуществляется самим учащимся с учетом своих возможностей.

Развитие ребенка будет происходить только при активном восприятии учебного материала. Только его самостоятельные действия будут формировать жизненные навыки, необходимые при изучении других предметов и действий в нестандартных ситуациях. Задания, используемые на уроке, должны носить творческий характер. Выполняя такие задания ученику придется искать способы их решения не только в учебнике, следовательно ребенок будет применять знания на практике, проектировать  и реализовывать новые способы действий, формировать его собственную жизненную позицию.

Итак, современный урок — это урок, направленный на формирование и развитие УУД, достижение личностных результатов каждого ученика. Современный урок — это урок , базирующийся на системно-деятельностном подходе, развивающий у учащихся активную жизненную позицию.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям