Преобразование рисунка в вещь - творчество учащихся

Творчество

Что такое творчество?

Это деятельность человека, порождающая качественно новый интеллектуальный или материальный продукт, никогда не существовавший ранее, имеющий ценность не только для создателя, но и для других людей.

Современному  обществу нужны  образованные, предприимчивые люди, способные к творческой деятельности, реализации поставленных задач в нестандартной ситуации.

Развитие творческих способностей детей наиболее успешно происходит на уроках технологии в школе.

В ходе своей педагогической деятельности учитель сталкивается со следующими проблемами:

• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности,  ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки);
• ребенок не может применить теорию на практике;
• учащийся отказывается выполнять задания, мотивируя это тем, что сейчас все можно купить.

Как сохранить в ребенке  его творческое начало, данное ему от природы, как помочь развить его творческие способности?

Работа над развитием творческих способностей личности ребенка– самая актуальная проблема на сегодняшний момент.

К сожалению, в настоящее время при работе с учащимися наблюдаются следующие негативные факторы:

  • при создании практических изделий, дети создают однотипные образы, мало отличающиеся от образца;
  • гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего,   более 80%  детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую;
  • не развито принудительное внимание.

Учитывая данные факторы, работа на каждом уроке технологии должна быть направлена на развитие творческих способностей ребенка,  поиск новых методов и приемов активизации учебной и  деятельности.

Необходимо создать такую атмосферу проведения занятий технологии, когда каждый ребенок осознает что получаемые им знания, практические приемы будут ему нужны для  успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества.

Главное для творческого мышления – нестандартность мысли, умение оригинально оперировать с  действительностью во всех ее отношениях, действовать не по шаблону.

Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, когда учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  Но не менее актуальной является и индивидуальная деятельность учащихся — реализация собственной идея, в которой будет заметно самовыражение определенной личности.

Целесообразным представляется  также применение серии  таких занятий : на первых уроках – это творчество учителя, то есть учитель работает по принципу  «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, на третьем уроке предлагается  проявить свою самостоятельность и индивидуальность.

Актуальным также   остается создание проблемных ситуаций, в них учащиеся могут  использовать свои предметные знания в новой ситуации,   находить новые, многовариантные решения проблемы.

Для того, чтобы на уроке создать предпосылки для развития творческих способностей, необходимо проводить уроки в  атмосфере  раскованности, необходимо сделать так, чтобы ребенок находился в стабильно спокойном эмоциональном состоянии, не боялся  бы быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна подвергаться критике.  Если ребенок будет чувствовать  дружеское, позитивное отношение к нему учителя и окружающих людей,  его эмоции будут позитивны , направлены только на совершаемую  деятельность. Работы, выполненные в позитивном настрое оказываются более творческими и оригинальными.

Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется использовать  различные приемы  работы. Приведу некоторые из них:

  1. Развитие   образного мышления, так называемое развитие внутреннего взора. Результат работы выражается в словесной или графической  форме (эскиз проекта или его словесное описание);
  2. Придумывание: это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий, порой самых неожиданных;
  3. Планирование алгоритма практических  действий:   предполагается продумать план работы по созданию изделий;
  4. Самоорганизации обучения: работа с информацией, технологическими картами, изготовление творческих проектов, индивидуальных изделий .
  5. Взаимообучение: учащиеся работают в  группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  способ объяснения;
  6. Метод  проектов:  это сложный  процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию и развитие  творческой активности. Проект рассматривается учителем не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ самовыражения своей многогранной личности.

Создание проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, прикладное творчество.

Использование информационных технологий существенно позволяет сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус, формирует навыки компьютерной грамотности.

Хочу предложить  следующие советы по  развитию творческих способностей учащихся:

  • самому учителю нужно быть творческой личностью; творческие способности развиваются не тогда, когда  говорят ученику о необходимости их развития, а тогда, когда ребенок видит как они реализуются у его учителя ;
  • поощрять некоторые колебания в принятии итогового решения,  творческим личностям свойственно сомневаться в решениях;
  • оставлять за учащимся право на  ошибку: когда детей ругают за недочеты, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся делать вообще что-либо. На уроках необходимо избегать критики работ, резких высказываний, замечания должны быть сделаны тет-а тет;
  • поощрять творческий поиск в любом возрасте: креативность проявляется больше у младших учащихся, чем у старшеклассников. Она не исчезает с возрастом, а, к сожалению, подавляется неправильно использованными педагогическими приемами;
  • активно применять творческие задания;
  • поощрять умение формулировать  проблему;
  • поощрять интересные идеи и результаты самостоятельной творческой деятельности; давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации  знаниевой составляющей  предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться;
  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности; творчество – это не только умение мыслить оригинально, но и умение  отстаивать свое мнение.

Закончить статью  хотелось бы словами М. Горького, которые, на мой взгляд наиболее полно отражают смысл всей статьи:  -«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества».

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям