овечка

Натуральная шерсть

Тема: «Натуральные волокна: шелк и шерсть»

Цели:

Обучающая: продолжение работы по изучению материаловедения, расширение технологических понятий.
Развивающая: развитие памяти, внимания, познавательных умений
Воспитательная: создание условий для развития ума, воли эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.

Тип урока: комбинированный.
Первый из 3 уроков блока «Материаловедение»

Методы, применяемые на уроке:
• наглядный
• проблемный
• частично-поисковый
• рефлексивные методы
• практический

Формы обучения:
1. фронтальная
2. групповая
3. парная
4. индивидуальная

Урок направлен на формирование УУД:
Личностные — формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Коммуникативные — умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других.
Познавательные — поиск информации, умение переработать её.
Регулятивные — умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
Оборудование:
Крупская Ю. В., Лебедева Н. И., Литикова Л. В. И др. под ред. Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
• информационный блок;
• раздаточный материал;
• индивидуальный образовательный лист;
• рабочая тетрадь, альбомный лист, клей, ножницы, фломастеры;
• компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выполненной в программе Microsoft Office Power Point.

План урока


I. Организационный момент   

Формируемые УУД:

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

II. Актуализация опорных знаний (сообщение темы урока)

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

III. Стадия вызова

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

IV. Стадия открытия нового знания

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений..
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

V. Стадия осмысления содержания

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

VIII. Рефлексия

Формируемые УУД:

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .
Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
IX. Домашнее задание

Формируемые УУД:

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

X. Итог:

Формируемые УУД:
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.


натуральный шек

Кокон шелкопряда

Ход урока

I. Организационный момент:

Приём «Эмоциональное вхождение в урок» (Фронтальная работа)
У.: -Здравствуйте, садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему соседу.

II. Актуализация опорных знаний (сообщение темы урока):

(работа в группах, проверка на экране)
У.: — Сегодня мы продолжим изучение раздела, который начали изучать в 5 классе. Как он называется, вы сможете сказать сложив из слогов слово. (группам учащихся предложены бумажные квадратики, на которых представлены слоги слова «материаловедение»).
Как же называется этот раздел?

(Фронтальная работа)
Д.: «Материаловедение».
У.: Что изучает материаловедение?
Д.: Свойства тканей, нитей и текстильных волокон.
У.: Из чего состоят ткани?
Д.: -Из нитей
У.: Из чего состоят нити?
Д.: — Из волокон
У.: Что такое волокно?
Д.: — Длинное гибкое тело, длина которого больше, чем ширина
У.: На какие два большие класса делятся волокна?
Д.: — Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.
У.: — Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки: (Фронтальная работа)
«Голубой глазок, золотой стебелёк,
В высоком дворце,
Скромный на вид, на весь мир знаменит».
Д.: — Лён
«Маленькие ларцы,
Кормит, одевает,
И дом украшает.
Кто их открывает,
Белое золото добывает».
Д.: — Хлопок.
У.: А какого ещё происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:
« По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан»
Д.: Овца
У.: Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?
Д.: — От овцы можно получить волокна животного происхождения.
У.: Отгадайте еще одну загадку;
У прядильщика нет пряжи,
Белый кокон его дом,
Нитки тонкие для пряжи вырабатывает он.
Д.: — Шелкопряд
У.: Волокно, какого происхождения можно получить от шелкопряда?
Д.: — От шелкопряда можно получить волокна животного происхождения.

III. Стадия вызова:

1) Формирование темы урока ,работа с индивидуальным образовательным листом (Приложение 1):
У.: — Разгадайте кроссворд, размещенный и индивидуальном образовательном листе, в выделенных клетках у вас получится название темы нашего урока. (Работа в парах, взаимопроверка)
Д.: — Шерсть и шелк.
У.: — Впишите название нашей темы в строку индивидуального образовательного листа.
2), постановка учебной задачи.

(Фронтальная работа)

У.: — Сформулируйте цель урока.
Д.: — Продолжить изучать материаловедение, волокна
У.: — Сформулируйте задачи урока.
Д.: Узнать как получают волокна животного происхождения, познакомиться с их свойствами, выполнить практическое задание.

IV. Стадия открытия нового знания:

Д.:(Сообщения учащихся (задание дано заранее). Презентация учащихся)

С незапамятных времён люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. Шерстью принято называть волокна волосяного покрова млекопитающих. Основную массу шерсти получают с овец, причём лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Широко используют козью мохеровую шерсть (ангорских коз), кашемир (кашмирской козы), шерсть альпаки, ламы, верблюдов, собак, лошадей.
Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправивших в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающую тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, тёплую и мягкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающий город Милет. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в секрете « золотых овец». Запрещено было выводить овец за границу. И всё же несколько смелых юношей рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
Известный русский географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землёй, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.
— Чем же на самом деле является золотое руно?
— Золотое руно-это качественная шерсть овец.
— Шерсть – волосяной покров животных
Этот покров состоит из разных видов волокон- волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие, извитые. Шерстяной покров состригают ножницами цельными пластами. Эти пласты и называются руно.
Почти 95 % шерсти дают нам овцы, но используют шерсть и других животных.
— Назовите их?
У.: Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергается первичной обработке
Её сортируют- перебирают по качеству,
треплют- разрыхляют, очищают от примесей,
промывают,
сушат в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, а из неё на ткацких фабриках производят ткани, красят в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависит от свойств волокон, из которых они произведены.
« Каково волокно – таково и полотно» — говорится в русской пословице.
— Из шерстяных волокон изготавливают красивые качественные ткани. Как они называются вы узнаете разгадав ребусы

(Работа в группах. (проверка на экране))

(Приложение 1)
Д.: Трико, сукно, габардин, драп
Д.: Существует много мифов о том как появился шёлк. Одна из легенд повествует о том, что тайну его создания открыла «Богиня шёлковых червей» Си-Лин-Чи, которая была женой китайского императора Хуан-цзы. По этой легенде, во время одной из прогулок к её ногам упали несколько плодов тутового шелкопряда. Демонстрируется образец. Си-Лин-Чи пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из неё полотно. Так она и сделала. Ткань получилась тонкая, лёгкая, практичная. Более трёх тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда, прежде чем уступить господство на этом рынке арабам. Тайна производства шёлка была раскрыта лишь после распада Великой Китайской Империи. По поручению императора Юстиниана византийские монахи контрабандой вывезли яйца шелковичных червей в тайниках, оборудованных в бамбуковых посохах.
У.: Первичная обработка шёлка включает следующие операции:
— обработку коконов перед транспортировкой и хранением: обработку водяным паром для умерщвления куколок и сушку горячим воздухом для удаления влаги;
— размотка коконов производится на кокономотальных фабриках. Коконы обрабатывают паром с целью размягчения шёлкового клея (серицина) и осторожно, чтобы не порвать, сматывания шёлковых нитей с нескольких коконов в тёплой воде. Серицин, который остался на нитях, снова склеивает воедино отдельные нити шёлка. Получается шёлк – сырец (средняя длина – размотанной нити 600-900м).

У.: Из шелковых волокон изготавливают легкие летние ткани, названия которых вам снова подскажут ребусы.

(Работа в группах. (проверка на экране))
Д.: Шифон, крепдешин, бархат, атлас.

V.Стадия осмысления содержания:

Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Сравним свойства натуральных волокон и ответим на вопросы (взаимопроверка, эталон –на экране)
Внешний вид и свойства волокон

ТКАНИ


Хлопок


Свойства волокна:

Цвет — белый

Блеск — матовый

Длина — 6-52мм

Толщина — средняя

Извитость -слабая

Мягкость — большая
Гладкость — пушистое
Прочность  — средняя
Упругость  — малая


Лен


Свойства волокна:

Цвет — светло-серый

Блеск — резкий

Длина — 250-1000 мм

Толщина — тонкое

Извитость -прямое

Мягкость — средняя
Гладкость — гладкое
Прочность — высокая
Упругость — большая


Шерсть


Свойства волокна:

Цвет — белый, рыжий, черный и др.

Блеск — не резкий

Длина — 10-250 мм

Толщина — толстое

Извитость -сильная

Мягкость — средняя
Гладкость — пушистое
Прочность — ниже, чем у хлопка
Упругость — большая


Шелк


Свойства волокна:

Цвет — белый

Блеск — не очень резкий

Длина — 700-8000 мм

Толщина — очень тонкое

Извитость -прямое

Мягкость — большая
Гладкость — гладкое
Прочность — высокая
Упругость — средняя


По представленной справке ответьте на следующие вопросы (самостоятельная работа с взаимопроверкой):

1. Найдите самое длинное волокно? (шелк)
2. Какое волокно самое извитое? (шерсть)
3. Какое свойство волокна влияет на сминаемость ткани? (упругость)
4. От чего зависит осыпаемость нитей в ткани? (от гладкости волокна)
5. Каким свойством из вышеперечисленных должна обладать ткань для зимней одежды? (мягкостью и толщиной)
6. Каким свойством должна обладать ткань для летней одежды? (гладкость).

V. Физкультминутка:

У.: Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
Д.: Вращение корпусом вправо и влево.
У.: Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех’?
Д.: Дети имитируют движения крыльев.
У.: Чтобы ноги не болели.
Раз — присели, два — присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Д.: Приседания.
У.: Рядом с партою идем,
Д.: Ходьба на месте
У.: И садимся мы потом.
Д.: Дети садятся за парты.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (Работа в группах):

У.: Перейдем к практическому заданию: создайте проект «Шерсть и шелк»
( работа в 3 группах). Критерии проекта лежат перед вами
1 группа – свойства шерсти
2 группа – свойства шелка
3 группа – уход за изделиями из шелка и шерсти.

VI . Рефлексия:

У.: А теперь оцените свою работу на уроке в блоке самооценки.
Д.: Учащиеся оценивают каждое задание и суммируют отметки.
У.: Почему ты так оценил себя? (опрашивает каждого учащегося)

VII. Домашнее задание. (Фронтальная работа):

Создай коллекцию из шерстяных или шелковых тканей, красиво оформи ее

VIII. Итог.(Фронтальная работа):

У.: Достигли мы цели нашего урока?
Д.: Оценивают уровень достижения цели.
У.: Оцените уровень реализации задач урока
Д.: Анализируют уровень выполнения поставленных задач


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ (Приложение 1)

ФИО учащегося____________________________________________
Дата____________________Тема_____________________________
Задание № 1
разгадай кроссворд

По горизонтали:
1.головной убор;
2.чертёжный инструмент для проведения прямых линий;
3.обработанные края в ткани;
4.открытое платье для лета без рукавов;
5.нить, идущая поперёк ткани;
6.в иглу вставляют…

№ 2

По горизонтали:
1.верхняя зимняя одежда из меха;
2.волокна длинные, прямые, жесткие, получены из однолетнего растения;
3.волокно растительного происхождения, полученные из коробочек кустарника;
4.все текстильные материалы состоят из ….

Задание № 2
(разгадай ребус)

Напиши название тканей, которые изготавливаются из шерсти

Напиши название тканей, которые изготавливаются из шелка

Задание № 3
(ответьте на вопросы)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН

ТКАНИ


Хлопок


Свойства волокна:

Цвет — белый

Блеск — матовый

Длина — 6-52мм

Толщина — средняя

Извитость -слабая

Мягкость — большая
Гладкость — пушистое
Прочность  — средняя
Упругость  — малая


Лен


Свойства волокна:

Цвет — светло-серый

Блеск — резкий

Длина — 250-1000 мм

Толщина — тонкое

Извитость -прямое

Мягкость — средняя
Гладкость — гладкое
Прочность — высокая
Упругость — большая


Шерсть


Свойства волокна:

Цвет — белый, рыжий, черный и др.

Блеск — не резкий

Длина — 10-250 мм

Толщина — толстое

Извитость -сильная

Мягкость — средняя
Гладкость — пушистое
Прочность — ниже, чем у хлопка
Упругость — большая


Шелк


Свойства волокна:

Цвет — белый

Блеск — не очень резкий

Длина — 700-8000 мм

Толщина — очень тонкое

Извитость -прямое

Мягкость — большая
Гладкость — гладкое
Прочность — высокая
Упругость — средняя

1. Найдите самое длинное волокно?

2. Какое волокно самое извитое?

3. Какое свойство волокна влияет на сминаемость ткани?

4. От чего зависит осыпаемость нитей в ткани?

5. Каким свойством из должна обладать ткань для зимней одежды?

6. Каким свойством должна обладать ткань для летней одежды?

Блок самооценки
(оцени свою работу на уроке, оценивает учащийся и учитель)

1 кроссворд
2 ребусы
3 ответы на вопросы
4 работа над проектом
5 активность на уроке
Оценка за урок

Приложение 2

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1 соответствие теме;

2 эстетичность;

3 полнота изложения;

4 оригинальность.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям