В жизни человека рука играет важнейшую роль. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и необходима для каждого человека. Физиологи сделали вывод, что поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанная и указанная головным мозгом команда четко выполняется пальцами. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые передают огромное количество сигналов в мозг, что в свою очередь влияет на развитие личности человека в целом. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Уровень развития мелкой моторики, то есть умение выполнять  мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребёнка к дальнейшему обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, хорошо  рассуждает, у него развиты память и внимание, он обладает связной речью.
В каждом ребенке, конечно, заложен разный потенциал, данный ему природой, но стимулирование этого процесса и помощь в развитии совершенно необходима. Взаимосвязь общей и речевой моторики и развитием интеллекта подтверждена исследованиями многих ученых, а такие виды деятельности, как аппликация, вышивка, ручные швейные работы, которые входят в практическую часть деятельности обучающихся на уроках технологии,  направлены на развитие мелкой моторики и творческих способностей.Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психики человека.

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которая осуществляется в сочетании с работой зрительной системы. Мелкая моторика  имеет большое значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Известный физиолог И.П. Павлов  считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По его мнению,  развитие функций обеих рук влияет на формирование речевых центров в обоих полушариях, что дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным и доступным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются в мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Слабое развитие  тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.

Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы. Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.

Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека, полученные в детстве, сохраняется очень долго.

         Именно такая согласованность и координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в процессе занятий технологией

Развитие мелкой моторики детей происходит во взаимосвязи систем организма, таких как: нервная система, костная, мышечная, а так же благодаря органам чувств и осязания. Все они взаимосвязаны, и развитие одной  дает толчок к развитию другой.

Мелкая моторика рук также способствует развитию таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, речь, зрительная и двигательная память.

         Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали … разговаривать.

 Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили , что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки или карандаша при рисовании, письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти  подтвержденные научные факты позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с такими важными зонами развития как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координацией), наблюдательность, воображение, память (зрительная и двигательная).

Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь человека потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Формирование тонкой координации движений и ручной умелости в соответствии с возрастом предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. У большинства современных детей, к сожалению,  отмечается общее моторное отставание.  

Поэтому рекомендуется заниматься с детьми специальными упражнениями, устраняющими данную проблему.

Конечно, данные занятие лучше всего не сводить к простой гимнастике, развивающей движения мелких мышц руки, нужно сделать так, чтобы ребенку было интересно, чтобы данное занятие привлекало его.

Одним из таких увлекающих занятий может быть изготовление мягких игрушек. Почему же именно мягких  игрушек? А потому, что игрушка с ранних лет является спутником ребенка, его другом. Она воспитывает его чувства, его интерес к познанию, пробуждает мысль, будит фантазию.

Процесс создания объёмных игрушек интересен и доступен детям разных возрастов,  очень полезен для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Обучающиеся, особенно среднего школьного возраста,  всегда найдут применение своим изделиям, смогут  использовать в повседневной жизни: оставить их себе на память, подарить близким людям, использовать для украшения интерьера.

Какие же действия при изготовлении мягкой игрушки будут влиять  на развитие мелкой моторики, а соответственно и развитие структур головного мозга?

На мой взгляд, очень полезны будут следующие упражнения

  • Развитие координированных действий и глазомера (заправка  нитки, завязывание узелка, разметка деталей, изготовление выкройки);
  • Развитие долгосрочной памяти (изготовление простейших швов);
  • Тренировка кисти и пальцев (пришивание пуговиц, вышивка деталей, соединение деталей)

Кроме этого в процессе работы над изделием потребуются и, несомненно, будет происходить  развитие таких важных психических параметров как терпение,  память, внимание, образное мышление, глазомер.

То есть в процессе  изготовления игрушки обязательно будет происходить  коррекция дефектов умственного и физического развития  ребенка,  сформируются  интеллектуальные трудовые умения, произойдет развитие координации тонких движений рук. Для достижения большего эффекта рекомендуется начинать с простых изделий, постепенно усложняя задания.

В процессе работы изготовления мягкой игрушки вместе с учащимися среднего звена я выявила следующие основные трудности:

  • длительное овладение правильной рабочей позой;
  • неумение держать инструмент;
  • длительное освоение правильными навыками движения рук, удерживающих инструмент и материал.      

    Практика показывает, что правильными приемами работы с инструментами и правильной рабочей позой обладают далеко не все обучающиеся среднего звена. В процессе работы приходится  тщательно, поэтапно отрабатывать отдельные движения с многократным закреплением навыка.

       Для того, чтобы добиться качественного выполнения работы,  обучащийся должен сначала научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если данный навык будет достигнут, к нему  присоединяется и контроль мышечный, то есть некоторые действия будут происходить ситуативно,  без обдумывания, без предваряющего их желания либо замысла.

     При формировании мелкой моторики, для ее качественной отработки в процессе изготовления игрушки, хотелось бы  выделить  несколько параметров, на которые следует обратить особое внимание:

  •  правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
  •  понимание вербального объяснения приема;
  •  реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
  •  темп овладения приемом;
  •  прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
  •  качественный результат выполнения.

     В процессе работы  учителю   следует также наблюдать за тем, как меняется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Обязательно нужно фиксировать свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывать уровень его развития как умственного, так и физического, дифференцировать  задания, создавая ситуацию успеха.

Усваивается все качественно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям