Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие.
Э.И. Александрова
Современные требования к образованию, сменившие традиционную и привычную для всех участников процесса деятельность, требуют полной смены задач процесса и, соответственно, самого подхода к обучению.
В действие вступает уже хорошо известный педагогам современный принцип: главное – не получить «готовые знания», а уметь добыть их и использовать в жизни, задача образования – это не только обучение, но и развитие ребенка, воспитание его личности. Все это подводит учителя, не зависимо от преподаваемого предмета, к созданию системы формирования универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Приставка «мета» указывает на то, что такие учебные действия будут формироваться в процессе любых занятий, проводимых в школе.
Регулятивные универсальные учебные действия это – деятельность ребенка, которая будет выражаться в умении ставить перед собой цель, осуществлять ее достижение, делать прогноз возможных результатов, при необходимости контролировать и корректировать деятельность по достижению этих результатов; проводить рефлексию и оценку учебных действий в соответствии с данной целью и заданными параметрами ее достижения.
Овладение регулятивными действиями должно происходить в процессе изучения любого предмета, то есть носить метапредметный характер.
Регулятивные УУД (по Асмолову АГ)
- Целеполагание – возможность ставить учебную задачу на основе изученного и усвоенного учащимися и того, что еще предстоит изучить.
- Планирование – выработка умения постановки промежуточных целей, позволяющих достигнуть заданный результат, а также планирование учебных действий, направленных на достижение этих целей.
- Прогнозирование – предвидение качества и сроков выполняемых задач и действий.
- Контроль – способность соотносить свои действия и полученный результат с заданным, а также умения обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция – внесение необходимых изменений и дополнений в план или способ действия в случае расхождения полученного продукта и заданного.
- Оценка – выяснение и понимание учащимися того, что уже изучено, а также материала, подлежащего дальнейшему изучению, понимание качества и уровня освоения.
- Волевая саморегуляция – способность к мотивации своего сознания, направленная на изучение необходимого материала или выполнению необходимых практических действий для достижения поставленной цели.
Роль предмета «Технологии» в формировании УУД
Предмет «Технология» позволяет не только просто формировать у учащихся представление о протекающих технологических процессах, но и может и должен являться основным предметом для формирования и развития системы универсальных учебных действий, особенно регулятивных. При изучении данного предмета многие элементы учебной деятельности такие как планирование, анализ заданий, их выполнения, самооценка своей деятельности и оценка со стороны учителя и товарищей, умения выделять и ставить учебные задачи, нахождение различных способов их решения, умение добиваться практического результата, всегда наглядны, а, значит, более понятны учащимся.
Приобретенные навыки решать учебные задачи с помощью изученных технологических процессов, а также способность выстраивать алгоритмы при выполнении разнообразных заданий, позволяет учащемуся применять приобретенные универсальные учебные действия при изучении других предметов или во внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Содержание предмета в первую очередь помогает учащимся выстроить представление о правилах проведения различных технологических процессах, дает понятие о правилах, требованиях, предъявляемых к технической документации, необходимости выполнения положений техники безопасности. Но многие навыки, приобретенные в процессе изучения предмета, дают наглядное представление как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности: поиск информации, построение алгоритмов при выполнении учебных задач, коррекция результата и т.д.
Выполнение практических заданий на уроках технологии – это не только знакомство с выполнением социально значимых изделий и специфичных технологических знаний, но и общее развитие ребенка, становления таких качеств личности, которые будут необходимы ему в дальнейшей адаптации в социуме, то есть формирование универсальных учебных действий.
Итак, изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование у ребенка представления, что окружающий материальный и духовный мир есть результата творчества человека, направленного на преобразование окружающей реальности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческой и репродуктивной деятельности мыслительных процессов, развитие мысленных процессов, направленных на моделирование предметов и действий и способности отражения этой деятельности в форме рисунков, планов, схем, чертежей;
- развитие регулятивных действий, включая постановку учебной и практической цели; планирование своих действий, направленных на решение данных задач; умение прогнозировать результат своей деятельности при различных внешних условиях выполнения плана , контроль, коррекцию своих действий и их оценку;
- формирование способности создания внутреннего плана действий на основе понимания этапов деятельности, преобразующей предметы;
- развитие внутренней речи как планирующей и регулирующей функции мыслительной и практической деятельности;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе организации совместной деятельности по созданию продукта;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха обучающихся, реализации их творческих способностей на основе современной организации практической деятельности ;
- ознакомление обучающихся с миром социально значимых профессий , историей их появления и развития, что будет являться предпосылками профессионального самоопределения;
- формирование ИКТ ( использование информационных и коммуникативных технологий) компетентности обучающихся, включая изучение правил использования Интернет – пространства.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Изучение данного предмета направлено на развитие самосознания ребёнка как творческой личности, исходя из его индивидуальных особенностей и направлено на формирование у него устойчивой потребности к творческой самореализации.
Во время проведения урочных и внеурочных занятий с помощью различных методических средств у детей постепенно формируется эмоционально-ценностное отношение к творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; а также происходит осознание гармоничной связи мира предметов с миром природы и человека; понимание их общности и отличия, воспитывается интерес к изучению различных явлений.
Обучающиеся находят различную, необходимую работы информацию в учебнике, Интернет — источниках; учатся анализировать ее , сравнивать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности. Во время проведения практических занятий обучающемуся предоставляется возможность производить анализ изделия: выделять и называть его детали и части; соотносить их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия мысленно и практически находить для объяснения своих действий соответствующую речевую форму; использовать знаково — символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять и символические действия моделирования преобразования модели, работать с моделями.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении предмета «Технология» позитивным является условие того, что выполнение предложенных заданий требует от обучающихся создания мысленного плана его практической деятельности, соотнесения своих мысленных и практических действий с поставленной задачей, а также действиями других обучающихся.
Обучающийся получает возможность создавать причинно-следственные связи между своими действиями и их результатами, а также прогнозировать действия, необходимых для получения позитивных результатов.
Материальные результаты его деятельности, отраженные в конкретном изделии позволяют обучающимся наиболее наглядно формировать навыки самоконтроля практических действий, производить их коррекцию. Разнообразные упражнения , направленные на выполнение точных инструкций при выполнении изделий, также направлены на формирование необходимых регулятивных действий. Большое внимание уделяется выполнению положений техники безопасности, самостоятельной организации рабочего места обучающегося в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию им порядка на рабочем месте.
Материальное воплощение результатов деятельности обучающегося в изделии позволяет ребятам выполнять самоконтроль практических действий, коррекцию действий в ходе практической работы.
Таким образом, специфика предмета «Технология» и его значительное влияние на формирования универсальных учебных действий обусловлена следующими аспектами: основной ролью предметно-преобразовательной деятельности;
специфичной организацией учебного процесса, направленной на поэтапную отработку предметно-преобразовательной деятельности обучающихся;
широким использованием форм групповой работы и создания проектов;
формирование ИКТ- компетентности учащихся.
В целях развития регулятивных учебных действий учащихся, при подготовке уроков технологии, я особое внимание обращаю на следующие аспекты:
1. Формирование культуры труда: обязательный инструктаж по технике безопасности перед работой и во время работы контроль за правильным использованием инструментов и бережным отношениям к материалам; формирование умений по рациональной организации своего рабочего места; соблюдение дисциплины.
2. Развитие креативного мышления: в начале урока предлагаю загадку, анаграмму или кроссворд, позволяющий обучающимся определить тему урока а потом предлагаю детям сделать предположение из каких материалов и в какой последовательности будет изготавливаться изделие; предлагаю девочкам представить и описать в устной форме результат предстоящей работы; положительно влияет на развитие данного вида изделия также работа с технологическими картами; с помощью работы в парах и группах происходит процесс взаимообучения.
3.Эстетическая и практическая значимость выполняемой работы: изделие должно понравиться окружающим и быть социально значимым;
4.Развитие умения ставить перед собой конечную цель и цели промежуточные:
На данном этапе рассматривается образец готового изделия и проводится его анализ: для чего необходимо это изделие, из каких частей оно состоит, как соединены эти части, какую имеют форму, цвет.
5.Умение составлять план работы над изделием: на этом этапе обучающиеся в парах или группах составляют и проговаривают план работы во внутренней и внешней речи или опираются на готовый план в учебнике, технологической карте.
6.Умение проводить контроль и коррекцию своего изделия при необходимости: происходит сравнение с образцом, выделяются недостатки работы и пути их устранения.
7.Умение проводить анализ и самоанализ выполненных практических работ.