Учитель с учениками

В кругу учеников

Время неизбежно движется вперед. Меняется окружающий нас мир – меняемся и мы сами. Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить обед, когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить?

В новом стандарте предмету «Технология» предлагается жизнь на вторых ролях – произошло сокращение количества часов, не осуществляется материальное обеспечение предмета, отсутствует преемственность изучения при переходе из начальной ступени обучения на среднюю.

Разработчики стандартов считают, что современному человеку гораздо важнее освоить виртуальное пространство,  научится обращаться с компьютерами и гаджетами, чем уметь работать руками.

Появление новых стандартов, на мой взгляд, было продиктовано потребностями работодателей, неудовлетворенных качеством обученности выпускников. Основные недостатки сегодняшнего выпускника – это отсутствие навыков работы в команде, отсутствие уважение к чужому мнению, неумение найти пути решения нестандартных задач. Все эти недостатки можно компенсировать в процессе выполнения совместной деятельности на уроках технологии.

Уроки технологии на сегодняшний день, единственные, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Предмет закладывает ту базу умений и навыков, которые учащиеся будут передавать своим будущим детям.

Не секрет, что сейчас очень много неполных семей, либо родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что не уделяют ребенку должного внимания, не говоря уже о том, чтобы учить мальчиков забивать гвозди, а девочек пришивать пуговицы. Компенсировать данный пробел призван предмет технология.

Многие учащиеся сейчас  погружены в виртуальный мир до такой степени, что это переходит в болезненную зависимость. Избавить их от этого могут помочь уроки технологии, переключив их внимание на интересные и полезные вещи, создаваемые своими руками, либо на социально значимые проекты.

Во время проведения  уроков широко применяются  здоровьесберегающие технологии. Как правило, на 80% они проходят в движении, чего не скажешь о математике или русском. Предмет развивает учащихся с практически направленными способностями.  Современная школа должна  создавать ситуации успеха при обучении для каждого ребенка. Уроки технологии как никакие другие подходят для этого.

Наблюдающийся упадок технологической подготовки учащиеся противоречит поставленной руководством страны задаче подъема на качественно новый уровень технологической базы производства нашей страны. Невозможно освоить нанотехнологии не владея более простыми технологиями.

В соответствии с новыми стандартами каждый школьный предмет в зависимости от своего содержания и  организации учебной деятельности детей дает  определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Считаю,  что во время проведения  урока технологии возможно формирование всех видов универсальных учебных действий.

Рассмотрим некоторые из них:

Мотивация  учебной деятельности

Для возникновения мотивации во время урока происходит внутриличностное соотношение требований учебной деятельности «надо» и внутренней потребности к действию – «хочу». Задача учителя – помочь выполнить поставленную задачу. Организовать ситуацию успеха, для возникновения  внутреннего эмоционального состояния —   «я могу».

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

На данном этапе происходит выполнение пробных учебных действий, фиксация индивидуальных трудностей учащегося, выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднений.

При построении данного проекта учащиеся в коммуникативной форме согласуют план действий для решения поставленной задачи.

Реализация построенного проекта

После построения нескольких моделей реализации проекта, учащиеся должны выбрать оптимальную из них, согласовать свои действия и добиться цели. Данная работа должна вестись с проговариванием предложенных действий во внешней речи, обоснованием критериев своего суждения, достижения договоренности между участниками группы и, в итоге,  согласования общего плана действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Роль учителя  в этой части урока  — организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую активную познавательную деятельность.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Данный  этап фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует  самооценку учениками собственной учебной деятельности. Происходит соотношение цели учебной деятельности и ее результатов, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Практический выход занятия

На данном этапе урока учащийся может оценить материальное выражение своей деятельности, получив готовое изделие, сравнить его с образцом и имеет возможность, проводя аналогичные действия повысить качество изделия.

Перечисленные выше этапы урока технологии,   полностью соотносятся со  стандартами нового поколения, используются во время проведения каждого урока технологии и, как никакой другой предмет, направлены на социализацию учащихся, развивают у них умение работать в группах и микрогруппах, вырабатывать конкретный материальный продукт.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям