Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Дайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова

к школе

Регулятивные УУД

 

Современные требования к образованию, сменившие традиционную и привычную для всех участников процесса  деятельность, требуют полной смены задач процесса и, соответственно, самого подхода к обучению.

В действие вступает уже хорошо известный  педагогам современный принцип: главное – не получить «готовые знания», а уметь  добыть их и использовать в жизни, задача образования – это не только обучение, но и развитие ребенка, воспитание его личности. Все это подводит учителя, не зависимо от преподаваемого предмета,  к созданию системы формирования  универсальных учебных действий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Приставка «мета» указывает на то, что  такие учебные действия  будут формироваться в процессе любых занятий,  проводимых в школе.

Регулятивные универсальные учебные действия  это  – деятельность  ребенка, которая будет выражаться  в умении ставить перед собой цель, осуществлять    ее достижение, делать прогноз возможных результатов, при необходимости  контролировать и  корректировать деятельность по  достижению этих результатов; проводить рефлексию и оценку учебных действий в соответствии с данной целью и заданными параметрами ее достижения.

Овладение регулятивными действиями должно происходить  в процессе изучения любого предмета, то есть носить метапредметный характер.

Регулятивные УУД (по Асмолову АГ)

  • Целеполагание – возможность ставить учебную задачу на основе изученного и усвоенного учащимися и того, что еще предстоит изучить.
  • Планирование – выработка умения постановки промежуточных целей, позволяющих достигнуть заданный результат, а также планирование учебных  действий, направленных на достижение этих целей.
  • Прогнозирование – предвидение  качества и сроков выполняемых задач и действий.
  • Контроль – способность соотносить  свои  действия и полученный  результат с заданным, а также умения  обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция – внесение необходимых изменений и дополнений  в план или способ действия в случае расхождения полученного продукта и заданного.
  • Оценка – выяснение и понимание учащимися того, что уже изучено, а также материала, подлежащего дальнейшему изучению, понимание  качества и уровня освоения.
  • Волевая саморегуляция – способность к мотивации  своего сознания, направленная на изучение необходимого материала или выполнению необходимых практических действий для достижения поставленной цели.

Роль предмета «Технологии» в формировании УУД

Предмет «Технология» позволяет не только просто  формировать у учащихся представление о протекающих  технологических процессах, но и может и должен являться  основным предметом для   формирования и развития системы универсальных учебных действий, особенно регулятивных. При изучении данного предмета многие элементы учебной деятельности такие как  планирование, анализ заданий,  их выполнения, самооценка своей деятельности и оценка со стороны учителя и товарищей, умения выделять и ставить учебные задачи, нахождение различных способов их решения, умение добиваться практического результата, всегда  наглядны, а, значит, более понятны учащимся.

Приобретенные навыки решать учебные задачи с помощью изученных технологических процессов, а также способность выстраивать алгоритмы при выполнении разнообразных заданий, позволяет учащемуся применять приобретенные универсальные учебные действия при изучении других предметов или во внеурочной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.

Содержание предмета в первую очередь помогает учащимся выстроить представление  о правилах проведения различных технологических процессах, дает понятие о правилах, требованиях, предъявляемых к технической документации, необходимости выполнения положений техники безопасности. Но многие навыки, приобретенные в процессе изучения предмета, дают наглядное представление  как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности: поиск информации, построение алгоритмов при выполнении учебных задач, коррекция результата и т.д.

Выполнение практических заданий на уроках технологии – это не только знакомство с выполнением социально значимых изделий и специфичных технологических знаний, но и общее развитие ребенка, становления таких качеств личности, которые будут необходимы ему в дальнейшей адаптации в социуме, то есть  формирование  универсальных учебных действий.

Итак, изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

  • формирование у ребенка представления, что окружающий материальный и духовный мир  есть результата  творчества человека, направленного на преобразование  окружающей реальности;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческой и репродуктивной деятельности мыслительных процессов, развитие  мысленных процессов, направленных на  моделирование предметов и действий и способности отражения этой  деятельности в форме рисунков, планов, схем, чертежей;
  • развитие регулятивных действий, включая постановку учебной и практической цели; планирование  своих действий, направленных  на решение данных задач; умение прогнозировать   результат своей деятельности при различных внешних условиях выполнения плана , контроль, коррекцию своих действий и их оценку;
  • формирование способности создания внутреннего плана действий на основе понимания этапов  деятельности, преобразующей предметы;
  • развитие внутренней  речи как планирующей и регулирующей функции мыслительной и практической деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей  обучающихся в процессе  организации совместной  деятельности по созданию продукта;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
  • формирование мотивации успеха обучающихся, реализации их творческих способностей на основе современной организации практической деятельности ;
  • ознакомление обучающихся с миром социально значимых профессий , историей их появления и развития, что будет являться предпосылками профессионального  самоопределения;
  • формирование ИКТ ( использование информационных и коммуникативных технологий) компетентности обучающихся, включая изучение правил использования Интернет – пространства.

Исходя из вышесказанного, можно уверенно  сказать, что учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Изучение данного предмета направлено на развитие самосознания ребёнка как творческой личности, исходя из его индивидуальных особенностей и направлено на  формирование у него устойчивой потребности к  творческой самореализации.

Во время проведения урочных и внеурочных занятий с помощью различных  методических средств у детей постепенно формируется эмоционально-ценностное отношение к  творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; а также происходит осознание гармоничной связи мира предметов  с миром природы и  человека; понимание их общности и отличия, воспитывается интерес  к  изучению различных явлений.

Обучающиеся  находят различную, необходимую работы информацию в учебнике, Интернет — источниках; учатся анализировать ее , сравнивать  и оценивать возможность её использования в собственной деятельности. Во время проведения практических занятий обучающемуся предоставляется возможность  производить анализ изделия: выделять и называть его детали и части; соотносить  их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия мысленно и практически находить для объяснения своих действий соответствующую речевую форму; использовать знаково — символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять и символические действия моделирования преобразования модели, работать с моделями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении предмета  «Технология» позитивным  является  условие  того, что выполнение предложенных заданий требует от обучающихся создания мысленного  плана его  практической деятельности, соотнесения своих мысленных и практических действий с поставленной задачей, а также  действиями других обучающихся.

Обучающийся получает возможность создавать   причинно-следственные связи между своими  действиями и их результатами, а также  прогнозировать действия, необходимых для получения позитивных результатов.

Материальные результаты его деятельности, отраженные в конкретном изделии позволяют обучающимся наиболее наглядно формировать навыки самоконтроля  практических действий, производить их коррекцию. Разнообразные упражнения , направленные на выполнение точных инструкций при выполнении изделий,  также направлены на   формирование  необходимых регулятивных действий. Большое  внимание уделяется выполнению положений техники безопасности,  самостоятельной организации  рабочего места обучающегося  в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию им порядка на рабочем месте.

Материальное воплощение  результатов деятельности обучающегося в  изделии позволяет ребятам выполнять  самоконтроль  практических действий, коррекцию действий в ходе  практической работы.

Таким образом, специфика предмета «Технология»  и его значительное влияние на  формирования универсальных учебных действий обусловлена следующими аспектами: основной  ролью предметно-преобразовательной деятельности;

специфичной организацией учебного процесса, направленной на поэтапную отработку предметно-преобразовательной деятельности обучающихся;

широким использованием форм групповой работы  и создания проектов;

формирование ИКТ- компетентности учащихся.

В целях развития регулятивных учебных действий учащихся, при подготовке уроков технологии, я особое внимание обращаю на следующие аспекты:
1. Формирование культуры труда: обязательный инструктаж по технике безопасности перед работой и во время работы контроль за правильным использованием инструментов и бережным отношениям к материалам; формирование умений по рациональной организации своего рабочего места; соблюдение дисциплины.
2. Развитие креативного мышления: в начале урока предлагаю загадку, анаграмму или кроссворд, позволяющий обучающимся определить тему урока а потом предлагаю детям сделать предположение из каких материалов и в какой последовательности будет изготавливаться изделие; предлагаю девочкам представить и описать в устной форме результат предстоящей работы; положительно влияет на развитие данного вида изделия также работа с технологическими картами; с помощью работы в парах и группах происходит процесс взаимообучения.
3.Эстетическая и практическая значимость выполняемой работы: изделие должно понравиться окружающим и быть социально значимым;
4.Развитие умения ставить перед собой конечную цель и цели промежуточные:
На данном этапе рассматривается образец готового изделия и проводится его анализ: для чего необходимо это изделие, из каких частей оно состоит, как соединены эти части, какую имеют форму, цвет.
5.Умение составлять план работы над изделием: на этом этапе обучающиеся в парах или группах составляют и проговаривают план работы во внутренней и внешней речи или опираются на готовый план в учебнике, технологической карте.
6.Умение проводить контроль и коррекцию своего изделия при необходимости: происходит сравнение с образцом, выделяются недостатки работы и пути их устранения.
7.Умение проводить анализ и самоанализ выполненных практических работ.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям