Послушайте — и Вы забудете,

посмотрите — и Вы запомните,

сделайте — и Вы поймете.

                                           Конфуций

Способность к творчеству заложена в каждом человеке, но ее развитие зависит от факторов  внешней среды. Отсутствие должного развития в процессе обучения и воспитания, оценки достижений, неоправданные ожидания  быстрого и легкого успеха могут сделать эти возможности не реализованными.

старичок

Авторская игрушка

Даже легкая направленность развития данных способностей,  направлена на развитие креативных свойств личности, а также формированию таких черт характера как:

  • настойчивость в выполнении поставленных задач;
  • любознательность;
  • самостоятельность интеллектуальная и практическая;
  • уверенность в себе и вера в собственные силы;
  • высокая концентрация на задаче создания.

Согласно исследованиям психологов, современный человек должен быть восприимчив к переменам, гибок в решении различных задач и постоянно поддерживать в себе желание участвовать в преобразовании жизни общества.

В жизни перед сегодняшними школьниками часто ставятся  задачи,  требующие необычного, интересного подхода к их решению.

В процессе современного обучения и воспитания недостаточно, просто получать знания и информацию для решения этих задач. Необходимо постоянно работать над развитием  творческих способностей, чтобы подготовить детей для создания нового, оригинального интеллектуального или материального продукта, учить находить нестандартные решения, развивать их творчество, изобретательность, воображение.

 В результате данного процесса ученик  должен научиться справляться с различными  проблемами,  учебными и жизненными нестандартными ситуациями, получить возможность их решения  и проявлять желание постоянного повышать свои знания и совершенствовать навыки.

Психологи считают, что  творчество  — это  ряд  умственных процессов, относительно  осознанных человеком, которые создают конечный оригинальный продукт различного свойства, являющийся способом выражения индивидуальности своей личности.

Уровень и качество работы, оригинальность предлагаемых  идей и продуктов является показателем развитием креативности личности.

В качестве индикаторов креативности мышления ребенка психологи  выделяют следующие факторы:

  • оригинальные идеи;
  • интересные вопросы, не свойственные данному возрасту;
  • выделение в знакомых ситуациях, новых особенностей и достойные решения проблем;
  • подход к решению проблем различными логическими действиями;
  • чувствительность к проблемам;
  • способность быстро решать к новые ситуации;

В наш век с его широким распространением новых механизированных технологий на второй план отошла способность  творить руками  —  народное искусство и ремесла, веками сохранявшие и творящие красоту.

Декоративно — прикладное искусство является одним из самых системно- деятельных средств эстетического развития школьника, так как даёт возможность не только увидеть и оценить  красоту народных промыслов, но и создать ее своими руками. В то же время данный вид развития творческих способностей через приобщение к творчеству народов России еще не достаточно используется в современной школе.

девочка

Авторские куклы

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них нового отношения к овладению теоретическими знаниями и практическими трудовыми  все больше и больше волнует педагогическое  сознание современного  учителя.

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. «

Педагоги, работающих над проблемой увеличения творческого потенциала учащихся, считает, что важнейшим средством  развития креативного  мышления школьников является постепенный переход личности к самостоятельному решению  посильно усложняющихся проблемных и творческих  задач.

Не менее важным представляется тот факт, чтобы в период интенсивного развития личности, в период становления творческих способностей ребенка рядом с ним был чуткий и опытный педагог, способный поддержать  в ребенке творческое начало, обеспечивающий относительно самостоятельное развитие ребенка в решении им оригинальных задач, что должно явиться платформой в становлении человека — творца.

Что такое творческая деятельность учащегося?  Это — нестандартное и оригинальное мышление, способность к выработке новых идей. Для выявления и развития креативности  зачастую решающую роль играет ручной труд, возможность приобретения некоторого уровня мастерства и успехов в материальной сфере деятельности.

Основными этапами развития творческих способностей на мой взгляд является:

  • участие в ручном труде;
  • развитие интереса к творчеству, поиску;
  • возможность практической самореализации.

Одной из форм развития творческих способностей учащихся может является участие их во внеурочной деятельности, такой как занятия кружка по созданию мягкой игрушки на основе авторских моделей.

Игрушка – это  наше знакомство с миром, его познание и понимание.

 Это своеобразное развитие  чувств через зрительное и тактильное восприятие, процесса мышления, фантазии, речи,  эмоций.

кура

Авторская интерьерная игрушка

 

Создание мягкой игрушки — это один из видов деятельности, в котором сочетаются различные элементы рукоделия, изучаемого в школьной программе: шитье, вышивка, аппликация.

Процесс создание такой  игрушкой поможет ребенку развить воображение, глазомер, точность и аккуратность исполнения, научит терпению и трудолюбию познакомит с традициями  народного художественного творчества.

 Практически с момента рождения игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, действующее лицо в его играх, отражающее его второе «я». Она развивает мыслительные процессы, дает  возможность проявления себя в различных видах деятельности (ролевые игры).

Игрушка воспринимается еще и как эстетический объект, она развивает образное и пространственное мышление ребенка, умение оперировать образами

Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для формирования личности ребенка, при ее создании авторской мягкой игрушки следует учитывать  ее внешний вид, воспитательную ценность, возможно уровень применения в социуме и, конечно,  посильный для определенного школьного возраста уровень воспроизводимости.

 Авторская игрушка, предназначенная для работы с учащимися,  должна:

  • обладать возможностью обучения ребенка конструированию;
  • возможностью использования группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми разного возраста;
  • высоким художественно-эстетическим уровнем либо  принадлежать к изделиям художественных промыслов.

Деятельность  по созданию мягкой игрушки, в частности по изготовлению авторской модели, должна содержать следующие этапы:

  1. Систематичность.

Работу над изделиями  проводить в системе (от простого к сложному).

  1. Позитивная мотивация.

Дать возможность  учащимся увидеть смысл их работы, ее социальную реализацию, рассматривать данную  деятельность как возможность реализации возможностей своей личности, как потенциал для саморазвития.

  1. Создание творческой атмосферы.

Сохранять  творческую  атмосферу занятий, развивать интерес учащихся к исследованию и творческому поиску. Воздержаться от негативных оценок, уметь увидеть победу даже в малом достижении. Задача учителя  поддерживать и направлять  желания, порывы, творческие идеи учащихся

  1. Личность педагога.

Для такой совместной деятельности нужен  учитель, не транслирующий собственный знания, а человек, который смог бы стать  другом и помощником маленького мастера игрушек,  стремящийся к созданию креативной дружеской обстановки, и обладающий определенным опытом по ведения занятий по созданию объектов ручной деятельности.

  1. Учет возрастных и психологических особенностей школьника.

 Работа по созданию мягкой  игрушки должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, сама работа  быть посильной, интересной

Оценка результатов деятельности детей должна проводится на каждом занятии.

Работа по изготовлению игрушки – труд не легкий,  иногда кропотливый и занимающий много времени и сил, но увлекательный. Очень приятно не только учащемуся, но и его наставнику видеть практический, материальный результат воплощения мысленных идей в готовый продукт. Не смотря на то, что мы работаем в основном с детьми среднего школьного возраста, процесс изготовления игрушек хорошо влияет на развитие сенсомоторики и укрепления кисти рук.

Большое  влияние такая работа оказывает на развитие фантазии, образного мышления : ведь можно создать не только по заданному авторскому образцу, но и внести свои коррективы в конечное изделие.

К тому же в процессе создания очередной модели необходимо проявлять целеустремленность, волевые качества, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы по изготовлению игрушек в свете новых образовательных стандартов развиваются УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:     

  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия

  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические  действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;
  •  преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия :

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия :

  •   планирование учебного сотрудничества;
  •   постановка вопросов ;
  •   разрешение конфликтов;
  •   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

 

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям