«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи учителя»
Элберт Хаббарт

проект

Практическая часть творческого проекта

В связи с внедрением новых федеральных государственных стандартов, формирование компетентности учащихся приобретает особую значимость.

Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не просто накопление учащимися определенной суммы знаний, а овладение способами решения проблем, возникающих в рамках их деятельности.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» (ФГОС).

Формирование универсальных учебных действий должно развить у учащихся не только желание «научиться учиться», но и дать им возможность реализовать свои творческие силы, превратить абстрактные идеи в конкретные действия и продукты деятельности.
Предмет «Технология», в связи со своей содержательной базой, может стать основным для формирования у учащихся метапредметных УУД.
«Технология», как известно, имеет практико-ориентированную направленность. Содержание всего курса предмета даёт учащемуся представление о том, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, то есть вырабатывает компетенции, необходимые для социализации его личности.
Задолго до внедрения новых ФГОС при изучении образовательной области «Технология» использовался метод проектов.
Что же является методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников? Это — связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция проектного метода базируется на знакомстве учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и навыками по обработке различных материалов, электротехники, культуре дома и т.д., а также овладение специальной терминологией по изучаемым разделам.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии таких личностных качеств, как: деловитость, предприимчивость, ответственность.

В наши дни творческий проект — неотъемлемая часть школьной программы по технологии. Идея применения метода проектов далеко не нова.
Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Что же позволяет ветерану педагогических технологий оставаться на плаву в столь быстро изменяющемся мире, мире высоких технологий и информационных пространств?
Определение метода проектов «по классикам»:
1. Проект (по Дж. Дьюи) есть деятельность совместная учителя и ученика, ибо «нельзя в учении идти на поводу только импульсивных замыслов учеников». В противном случае сложность и незнание может значительно сузить область «брошенного вперёд» замысла. Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, необходимость стимулировать в детях их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

2. Современная трактовка метода проектов (Полат Е.С.): метод проектов это «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания».. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления».

Итак, делаем вывод, что проект – это комплексное понятие.
С одной стороны проект – это деятельность ребенка, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев).
С другой стороны проект – это направленная деятельность по решению проблемы и практическая реализация абстрактных идей в значимый для ученика продукт.
Кроме того, в процессе реализации проекта происходит приобретение учеником собственного знания, его систематизации. Это знание становится ЕГО знанием, а не навязанной ему извне чужой мыслью.
Современное звучание метод проектов получает еще и потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности при его использовании четко прослеживается системно – деятельностный подход, происходит формирование УУД,
Рассмотрим каким образом использование метода проектов, а в частности реализация творческого проекта в процессе изучения предмета «Технология» влияет на развитие метапредметных УУД учащихся.
Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике.
В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Какие же метапредметные УУД можно развить при реализации основных этапов творческого проекта?

Основные этапы проекта

1 постановка проблемы:

Метапредметные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2 исследование путей решения проблемы:

Метапредметные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения.

3 историческая справка:

Метапредметные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, смысловое чтение.

4 описание хода работы:

Метапредметные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

5 экологическое обоснование:

Метапредметные УУД: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
самооценка умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6 защита проекта:

Метапредметные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, мы получаем наглядное представление о том, что метод проектов является основным методом, позволяющим формировать у учащихся навыки межпредметные УУД, связанные с реализацией деятельностного содержания образования.
Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию активной творческой личности.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям